Формирование нового законодательства о ДОСААФ России продолжается

Формирование нового законодательства о ДОСААФ России продолжается

access_time15:31 | 02 июля 2012 г.

29 июня по инициативе и под руководством координатора патриотической платформы Единой России, председателя комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой состоялся круглый стол по теме «Законодательное обеспечение роли, статуса и задач ДОСААФ в системе патриотического воспитания». В обсуждении проблем, препятствующих оборонной организации в выполнении возложенных на нее государственных задач, приняли участие депутаты Государственной Думы Виктор Заварзин, Алексей Журавлев, Николай Гончар, Николай Макаров, Алена Аршинова, Ризван Курбанов, представители федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств, общественных организаций и объединений, представительная делегация Центрального совета ДОСААФ России.

«Обсуждая законопроект, мы должны подумать и обсудить, какие меры должно предложить государство, правительство, парламент, чтобы ДОСААФ стало базовой, фундаментальной основой патриотического воспитания молодежи, – сказала Яровая. – Самое страшное и невосполнимое в воспитании ребенка, молодого человека – не наполнить его нравственным, духовным содержанием, тем, что определяет отношение к своему Отечеству, тем, что идентифицирует молодого человека как часть огромного исторического, культурного единства».

Когда мы говорим о безопасности страны, то, по словам Яровой, необходимо понимать, что человеческий потенциал, человеческий ресурс – это самое сложное устройство, которое посредством только нажатия на «кнопку» работать не будет. «Нужна кропотливая, ежедневная работа, – считает она. – И мы должны понять, кто этой работой будет заниматься и как. На что мы как страна и общество можем рассчитывать. Модернизация сама по себе не случиться, обороноспособность не повысится. Мы должны признать, что сегодня нет единой системы патриотического воспитания в России».

«В свое время мы испугались слова «идеология» и решили, что воспитание доброго, хорошего, умного, отзывчивого, патриотического человека – это плохо. Почему плохо? Все страны мира занимаются воспитанием гражданина. Никто не воспитывает предателей», – заметила координатор платформы.

С докладом, который обозначил предполагаемые основные направления в законотворческой деятельности, выступил заместитель председателя ДОСААФ России Александр Усков.

Он отметил, что система патриотического воспитания после распада СССР претерпела значительную трансформацию. В 90-е годы преобладали в основном негативные тенденции, т.е. органы и организации, входящие в систему патриотического воспитания, всё более утрачивали свои функции, переключались на другие направления деятельности.

Лишь в конце 90-х годов были сделаны первые шаги по формированию новой системы патриотического воспитания. В марте 1998 г. утверждена концепция «Военно-патриотическое воспитание молодёжи», в 2000 году принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы».

На основе решений президиума Госсовета РФ от 22 апреля 2009 г. (по допризывной подготовке) и 17 июля 2009 г. (о молодёжной политике) было принято постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», а также «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года». В этих документах задача патриотического (военно-патриотического) воспитания определена для ДОСААФ России в качестве приоритетной. А это в свою очередь предполагает значительное повышение роли и статуса организации. В настоящее время ДОСААФ России выступает важнейшим звеном федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, позволяющем объединить ресурс федеральных и региональных органов государственной власти с потенциалом общественных организаций.

Как сказал Александр Усков, за последние 3 года ДОСААФ России проделана значительная работа по повышению своей роли в системе патриотического воспитания российских граждан. С этой целью разработаны и приняты концепция и программа военно-патриотического воспитания. Создаются центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, наращивается взаимодействие с государственными органами и общественными объединениями в этой сфере, активнее используются информационные технологии.

–Вместе с тем, – отметил докладчик, – до сих пор нет механизма правового обеспечения этой деятельности. В очередной госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» ДОСААФ России по-прежнему нет в числе исполнителей. Мы испытываем проблемы в организации взаимодействия и координации работы патриотических и военно-патриотических объединений и клубов, поисковых отрядов при проведении мероприятий в субъектах РФ.

Располагая необходимыми возможностями для решения задач в сфере патриотического воспитания, мы постоянно сталкиваемся с различными препятствиями и ограничениями вследствие отсутствия правовой базы, определяющей место ДОСААФ России в системе патриотического воспитания.

Александр Усков внес на обсуждение «круглого стола» предложения, законодательное регулирование которых позволит преодолеть сложившиеся препятствия.

1. В проекте Федерального закона «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» учесть следующие положения:

а) придать ДОСААФ России статус одного из ведущих субъектов патриотического воспитания и главного субъекта военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

б) определить нормативные и правовые основы организации и деятельности военно-патриотических объединений (клубов), их статуса, задач, порядка взаимодействия с ДОСААФ России и органами исполнительной власти субъектов РФ, адресной поддержки, механизма финансирования и др. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

в) создать нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность поисковых отрядов. Рассмотреть возможность создания единого федерального центра координации поискового движения на базе ДОСААФ России (с передачей соответствующих полномочий от Минобороны России);

г) разработать правовые основы финансирования общественных организаций, активно участвующих в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

2. Включить в проект «Закона об образовании» положение о введении в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования обязательного предмета «Основы военной службы».

В рамках данной работы основной упор делать на развитие центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе ДОСААФ России. Проработать общеобразовательные программы по курсу: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», объединив их с практическими занятиями и сборами на базе организаций ДОСААФ России.

3. В проекте закона «О ДОСААФ России»:

а) определить роль, место и статус ДОСААФ России, как важнейшего элемента системы патриотического воспитания, основы и особенности механизма взаимодействия с государственными органами и организациями, общественными объединениями, а также порядок финансирования этого направления деятельности;

б) проработать правовой механизм передачи на хранение военно-патриотическим объединениям (клубам) ДОСААФ России техники, вооружения, военного и иного имущества для проведения мероприятий по военно-патриотической работе и подготовке молодёжи к военной службе;

в) определить механизмы взаимодействия Министерства обороны с ДОСААФ России, общественными объединениями патриотической направленности по выполнению важнейших задач военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к защите Отечества и военной службе, предоставления им учебно-материальной базы, вооружения и военной техники, военного, специального и иного имущества для проведения мероприятий и др.

4. Одной из основных норм федерального законодательства, регламентирующей вопросы военно-патриотического воспитания, является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Ст. 14 данного закона относит военно-патриотическое воспитание к предмету совместного ведения Правительства Российской Федерации, Минобороны России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципального образования Российской Федерации.

ДОСААФ России в этом перечне нет. Это упущение необходимо восполнить.

При этом п. 3 данной статьи прямо указывает, что «...финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств, с согласия собственников этих средств».

Таким образом, в федеральном законодательстве отсутствует норма, обязывающая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансировать деятельность по военно-патриотическому воспитанию граждан. Отсутствуют четкие параметры объемов финансирования мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, а также критерии оценки глав субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления, их деятельности в этом направлении. Тем самым создана ситуация, когда выполнение ДОСААФ России задач по военно-патриотическому воспитанию в значительной степени зависит от отношения органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации к данной проблеме.

Принятое 24 июля 2000 г. постановление Правительства Российской Федерации № 551, утвердившее «Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях», тоже нуждается, на наш взгляд, в существенной корректировке в связи с выходом постановления Правительства РФ о ДОСААФ России, а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Назрела настоятельная потребность внесения изменений в федеральное законодательство, в части расширения льгот и преференций для молодежи, занимающейся в военно-патриотических объединениях, а также четкого разграничения сфер ответственности между федеральными и региональными органами исполнительной власти, определения механизма их взаимодействия с ДОСААСР России в процессе реализации совместных проектов по патриотическому воспитанию граждан РФ.

Необходимо более конкретно отразить вопросы оказания помощи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов в Федеральном законе от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», в части, касающейся финансирования молодежных и детских объединений, занимающихся вопросами патриотического воспитания.

5. На наш взгляд, необходимо также внести изменения в Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ. А именно, поправку в ст. 19 о том, что «членами и участниками общественно-государственных организаций могут быть граждане, достигшие 14 лет» (в настоящее время - 18 лет). Это позволит привлечь к работе более широкий круг молодежи, включая школьников.

Необходимо обратить внимание на еще одну серьезную проблему, не имеющую прямого отношения к вопросам патриотического воспитания, но оказывающую влияние на все стороны деятельности оборонной организации.

ДОСААФ России и его отделения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, осуществляют государственные задачи в области содействия укреплению обороноспособности страны, национальной безопасности и решения социальных проблем. Однако ни по одному из имущественных видов налогов ДОСААФ России и его структурные подразделения не имеют льгот и освобождений.

Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос с уплатой земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, а также с выкупом земельных участков находящихся в бессрочном пользовании.

Организация вынуждена отвлекать из средств, необходимых для решения уставных и государственных задач, многомиллионные суммы.

Только в 2011 году организациями и учреждениями ДОСААФ России уплачен земельный налог в размере более 300 миллионов рублей. В 2012 году сумма земельного налога и стоимость выкупа земельных участков, находящихся в бессрочном пользовании, составит более 750 миллионов рублей.

По итогам 2011 года организациям и учреждениями ДОСААФ России начислено налогов на общую сумму более 2 млрд. 90 млн. рублей, а 1,9 млрд. рублей получено по субсидиям из бюджета РФ. При таком положении дел через 2-3 года большинство организаций ДОСААФ России будет находиться в стадии банкротства.

Большинство выступавших поддержало необходимость разработки новых законодательных актов, которые оптимизируют деятельность оборонной организации, позволят на ее основе создать в государстве цельную систему военно-патриотического воспитания граждан, подготовки молодежи к службе в армии, поддержания в готовности к защите Отечества мобилизационного резерва и внесло по этим проблемам конкретные предложения.

Первый заместитель председателя комитета ГД по обороне Виктор Заварзин:

«Давайте искренне и честно скажем, чем раньше был ДОСААФ для страны, для ее обороноспособности. Мы это помним и знаем. Затем для организации, как и для государства настали непростые времена. Вот уже три года команда во главе с председателем ДОСААФ Росии Сергеем Маевым бьется над тем, чтобы собрать разбазаренное предшественниками имущество и собственность, вернуть обороной организации способность активно участвовать в формировании системы обороны государства. И мы, законодатели, понимает роль ДОСААФ в обеспечении государственной безопасности. Сегодня в комитете создана рабочая группа по разработке Закона «О ДОСААФ России». Статус этой организации должен быть повышен. Она должна стать основой патриотического воспитания и государственной системы подготовки граждан к военной службе, подготовки и поддержания боеготового мобилизационного резерва. Задача представителей всех ведомств, присутствующих на этом заседании, вникнуть в проблемы оборонной организации, подготовить предложения и направить их в рабочую группу. Необходимо законодателям помочь этой организации. Откладывать решение вопроса с ДОСААФ России нельзя».

Партнеры ДОСААФ России Республики Саха (Якутия)

Министерство Обороны
Общероссийский народный фронт
Единая Россия
Battle Brotherhood
Небо, открытое для всех
Живая история
Оружие
Армейский вестник
Россия
Авиа панорама
Клуб героев города Жуковского
ФПС России
ПРОМАГРОФОНД
Аэроград Коломна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER