Центры военно-патриотического воспитания

Центры военно-патриотического воспитания

Концепция создания и функционирования Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе в ДОСААФ России

 

Скачать материал в формате doc

Приложение 3
Д.В. Курганников, начальник отдела аппарата ЦС ДОСААФ России
В.И. Лутовинов, , начальник отдела аппарата ЦС ДОСААФ России, доктор филос. наук, профессор

 Концепция создания и функционирования Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе в ДОСААФ России

Разработанная на основе Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года и Концепции патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в ДОСААФ России концепция создания и функционирования Центров военно-патриотического воспитания граждан (молодежи) к военной службе в системе ДОСААФ России раскрывает понимание, основное содержание и специфику этой формы военно-патриотической работы, определяет применение её методов, средств, технологий в современных условиях. Концепция содержит не только основные положения, раскрывающие смысл служения Отечеству, выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, но и подход к осуществлению этой деятельности в условиях ДОСААФ России с учётом его военно-патриотического, военно-технического и спортивно-технического потенциала.

Этот подход ориентирован на решение главных проблем формирования личности гражданина – защитника Отечества, на выполнение основных задач в процессе учебно-воспитательной деятельности ДОСААФ России, осуществляемой во взаимодействии с Минобрнауки, Минобороны, МВД, МЧС, Минспорта, Минкультуры, СМИ и других органов, организаций и общественных объединений патриотической направленности, а также с регионами (региональными и местными отделениями ДОСААФ России).

Создание и функционирование центров предполагает более целенаправленное и системное использование в значительной степени ослабленного, но сохранившегося в своей основе и воссоздаваемого в настоящее время военно-патриотического воспитания (ВПВ) с учетом требований, предъявляемых Минобороны к призывному контингенту, а также региональной специфики, местных условий, организации и проведения конкретных мероприятий по формированию у молодежи допризывного возраста патриотизма и готовности к защите Отечества и военной службе.

Реализация Концепции центров предполагает наряду с созданием новой системы военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России определения и формирования ее опорных механизмов, своего рода концентрированных  зон (холдингов), которые являются прообразом принципиально иной по сравнению с советским периодом основой формирования патриота – защитника Отечества. В качестве базовой структуры рассматриваются центры ВПВ и подготовки к военной службе, создаваемые в региональных отделениях ДОСААФ на основе имеющихся ресурсов, но требующие дополнительного наращивания, развития при поддержке соответствующих министерств, ведомств, органов государственной власти, субъектов РФ. При этом речь идет не только об усилении материально-технической базы, финансово-экономических, нормативно-правовых основ вновь создаваемых центров, но и об их развитии в учебно-методическом и новационно-технологическом отношении.

Необходимость создания Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе (далее – Центров) обусловлена следующими факторами:

потребностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в призыве на военную службу граждан, имеющих необходимые знания, навыки и умения по военно-учетным специальностям, обладающих высоким уровнем адаптивности к морально-психологическим и физическим нагрузкам;

отсутствием в государстве эффективной системы подготовки граждан к военной службе, способной в короткие сроки перестраивать свою деятельность в соответствии с требованиями и потребностями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

неспособностью в настоящее время какой-либо организации самостоятельно или совместно с другими структурами решать задачи военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе; 

отсутствием единого научно-методического центра по разработке учебных программ, методик подготовки граждан к военной службе, критериев оценки деятельности органов власти различных уровней и организаций, отвечающих за вопросы военно-патриотического воспитания молодежи и ее подготовку к военной службе;

социальной и духовной деградацией значительной части российской молодежи, ее повышенной восприимчивостью к так называемым «ценностям» прозападного и иного толка. 

Проведенный анализ процесса подготовки граждан к военной службе показывает, что основными его элементами являются изучение в рамках общеобразовательной программы средней школы основ военной службы курса ОБЖ и организация военно-патриотического воспитания данной категории граждан.

На практике процесс изучения основ военной службы осуществляется недостаточно эффективно и требует совершенствования.

Это обусловлено следующими факторами:

существующая в образовательных учреждениях специализированная учебно-материальная база не отвечает требованиям, предъявляемым к уровню подготовки допризывной молодежи в условиях одного года службы;

подготовка преподавательского состава школ в полной мере не обеспечивает требуемого качества преподавания предмета;

недостаточно эффективен механизм контроля за результатами подготовки молодежи заинтересованными министерствами и ведомствами. 

В то же время получение начальных военных знаний в рамках общеобразовательной программы является весьма эффективным и наименее затратным способом подготовки молодежи к военной службе. Именно в этот период необходимо обеспечить достижение требуемого уровня теоретической и практической подготовленности молодежи допризывного возраста, а также оказать влияние на формирование положительной мотивации к защите Отечества. 

Рассматриваемый период подготовки предшествует призыву на военную службу и оказывает непосредственное влияние на снижение морально-психологического и физического порога адаптивности молодежи к условиям военной службы. 

Положительных результатов подготовки молодежи к военной службе возможно достичь при условии, если данный этап будет осуществляться в рамках общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе. Решение рассматриваемой проблемы в рамках системного подхода позволит не только повысить эффективность подготовки молодежи, но и оптимизировать в целом ресурсные затраты на весь процесс подготовки, обеспечить оптимизацию и совершенствование учебно-материальной базы, повысить уровень преподавания.

Особое внимание необходимо уделить мероприятиям военно-патриотического воспитания, которые призваны обеспечить процесс подготовки граждан на всех его этапах через консолидацию молодежи различных возрастов и формирование положительной мотивации к защите Отечества и военной службе. В реальной практике они носят эпизодический и несистемный характер.

Опыт последних лет показал, что в условиях отсутствия функциональной целостности системы меры, принимаемые к ее отдельным элементам, не способны повлиять на качество процесса подготовки граждан к военной службе.

В соответствии с современным состоянием и пониманием проблем воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе, а также с учетом концептуальных установок Центры в структуре ДОСААФ России должны стать основным функциональным элементом федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. 

Новые возможности Центров позволят не только повысить уровень военно-технической (специальной) и спортивно-технической подготовки, но и создать условия для централизованного военно-патриотического воспитания, осуществляемого в неразрывной связи с обучением с обучением военных специалистов, спортсменов, представителей рабочих профессий. На базе постоянно функционирующих учебно-воспитательных центров будут использоваться самые различные, в том числе наиболее сложные формы ВПВ и подготовки детей и молодежи к военной службе в рамках долговременного процесса, охватывающих значительную часть подрастающего поколения российских граждан.

Определение оптимального варианта, основного типа Центра предлагает анализ деятельности и опыта работы звеньев структур и структуры ДОСААФ по подготовке молодежи к военной службе, и взаимодействие с другими органами и организациями соответствующих госструктур и объединений патриотической направленности. Кроме того, необходим правильный подход к созданию принципиально новой базовой структуры, которая будет являться основой новой основой военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества и воинской службе в ДОСААФ России. Такой подход предполагает не только знание и использование основ уже действующей системы, но и применение ряда методов, позволяющих решать более сложные задачи в изменившихся условиях с учетом перспективы их выполнения с помощью новых средств, форм, методик, механизмов, технологий. Одним из таких методов является моделирование.

Моделирование, основанное на глубоком и всестороннем анализе конкретного материала и определяемое новыми заданными требованиями, параметрами, характеристиками, создает новое видение, образ, модель того явления (процесса), которого реально не существует, но конкретные предпосылки для воплощения в должном качестве имеются. Таким образом, содержание новой модели Центра является конкретной эмпирически материал, требующий осмысления, преобразования и воплощения в соответствии с системой определенных параметров, свойств, синтезирующих вновь создаваемый образец, тип, вариант.

В зависимости от степени новизны этого нового варианта по сравнению с предыдущим, требуется определение его соответствия реальности, жизнеспособности, перспективности. То есть необходимо убедиться на практике в преимуществах новой модели по сравнению с предыдущими (действующими в настоящее время) структурами (центрами, школами, клубами и т.д.) осуществляющими подготовку молодежи допризывного возраста к военной службе.

Основные характеристики модели Центра как самостоятельной системы.

Эти характеристики определяются главной целью и предназначением Центра, которые заключаются в формировании всесторонней готовности у молодежи допризывного возраста к моменту призыва на военную службу. Принципиально новым требованиями, которым должен соответствовать Центр и которые должны быть воплощены в его принципиальной модели, являются:

- более высокий уровень обучения и воспитания, включая все основные стороны (элементы) этого процесса, начиная от формирования высшых патриотических ценностей и кончая конкретными прикладными навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей в условиях военной службы;

- значительное возрастание продолжительности этого процесса по времени (5 лет), что предполагает его концептуальное осмысление в целом и по отдельным взаимосвязанным между собой этапам, характеризующим общую динамику становления  и развития личности патриота – защитника Отечества;

- значительно большой охват молодежи допризывного возраста (12 лет и более) системой непрерывной, постоянно наращиваемой подготовкой к защите отечества и воинской службе, особенно за счет категорий так называемых «трудных» детей и подростков, прежде всего из неблагополучных семей, а также сирот и бездомных (беспризорников);

- создание новой системы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите отечества и военной службе в ДОСААФ России как головном субъекте этой деятельности, основанной на новых механизмах, методиках, технологиях и принципах взаимодействия с другими субъектами, как государственными, так и общественными, с учетом  их региональных возможностей, специфики и др.

а) Структурно-содержательный компонент системы 

Является главным и определяющим по отношению к остальным. Модель деятельности по обеспечению всесторонней готовности к защите Отечества и военной службе предлагает насыщение ее содержания всеми основными элементами, которые должны быть не только сбалансированы, взаимосвязаны, но и субординированы между собой. В самом общем виде содержание военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества и военной службе включает:

- военно-гуманитарный компонент (военная история и культура, основы Православия (Ислама) и других традиционных конфессий России, краеведение, обществознание, основы военной подготовки и военного права и др.);

- военно-техническая (специальная) подготовка;

- физическая и военно-спортивная подготовка;

- формирование социально-значимых и военно-прикладных навыков, умений, качеств (трудовых, общение и поведение в коллективе, самообслуживание, соблюдение гигиены, личной безопасности, формы одежды, исполнение некоторых обязанностей, аналогичных выполняемым в условиях военной службы и др.).

В процентном отношении из этих четырех компонентов наибольшее время выделяется на военно-техническую (специальную) подготовку – не менее 60% общего объема. Физическая и военно-спортивная подготовка занимают примерно 25%, военно-гуманитарный компонент – примерно 10%, и последний, четвертый, компонент – не менее 5%. Однако методики проводимых занятий, мероприятий и т.д. по военно-технической (специальной), физической и военно-спортивной  подготовке должны предусматривать обязательное включение первого и четвертого компонентов в их содержание. 

Тем самым базовые компоненты (второй и третий) всей учебно-воспитательной деятельности Центра в значительной степени дополняется, обогащаются, усиливаются военно-гуманитарными  и четвертым компонентами, составляющие основу военно-патриотического воспитания и, в определенной степени, взаимосвязанных с ним гражданского, трудового, нравственного, правового воспитания молодежи допризывного возраста. Вследствие этого, удельный вес времени данных компонентов (выделенного в чистом виде) должен возрасти, по меньшей мере, вдвое, соответственно до 20% и 10%. В результате, во-первых, на этом обеспечивается единство и взаимосвязь обучения и воспитания в рамках реализации конкретного содержания взаимосвязанных направлений деятельности по формированию патриота – защитника Отечества.

Следует отметить, что при существенном отрыве военного обучения от военно-патриотического воспитания и при крайне незначительном использовании его возможностей (что наиболее характерно для практики работы с молодежью допризывного возраста в настоящие время), эта цель – формирование всесторонней готовности к защите отечества и военной службе не может быть достигнута в должной мере. Потому определение основ и разработка оптимального содержания, в первую очередь, учебно-воспитательного процесса, всей системы мероприятий, проводимых в Центре, является первоочередной задачей, требующей особого внимания и научно-методического обоснования.

б) Функциональный компонент системы

включает совокупность форм, методов, специальных (конкретных) методик, технологий, средств, использование которых в соответствии и содержанием подготовки молодежи допризывной возраста в защите Отечества и воинской службы позволяет основные задачи и направления этой деятельности в полном объеме и на уровне предъявляемых к ней современных требований.

Базовые компоненты содержания этой подготовки (военно-техническая (специальная), физическая и военно-спортивная) имеют необходимые основы для его реализации с учетом огромного опыта организации и проведения конкретной и многоплановой работы по данным направлениям деятельности в ДОСААФ России. Первое из этих направлений включает использование соответствующих наработанных программ и методик в технических школах, кружках, секциях различного профиля, особенно автомобильных, выставках техники и вооружения и др. 

Второе направление включает использование конкретных программ, методов и методик в школах, клубах, секциях физкультуры  и по отдельным видам спорта, по военно-техническим и военно-прикладным видам спорта.

Развитие этих направлений в целях значительного повышения уровня функционирования ДОСААФ в соответствии с новыми задачами потребуют:

- значительной модернизации учебно-материальной (технической, спортивной) базы, ее пополнения в целях обеспечения полной укомплектованности школ, клубов, секций, кружков и т.п., особенно с учетом возрастания их общего количества во всех структурах ДОСААФ среднего и низового уровня;

- соответствующего повышения качественного уровня методического обеспечения деятельности военно-учебных и спортивно-ориентированных подразделений, повышения квалификации методистов, специалистов, преподавателей, тренеров, инструкторов и других категорий, представляющих учебно-методические кадра ДОСААФ.

- овладения новыми специальными методиками и технологиями, особенно информационными, в целях повышения качества учебного процесса и мероприятий, проводимых вне его, повышения педагогического мастерства учебно-методических кадров  в связи со значительным возрастанием их воспитательных функций, особенно в работе с детьми и «трудными» подростками;

- включение первого и второго компонентов (в части, касающейся) в содержание базовых направлений, означающего значительное возрастание их гуманитарной (познавательной) и воспитательной функции и предлагающего соответствующее учебно-методическое обеспечение.

Содержание военно-гуманитарного компонента, создаваемого заново, потребует специального учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения, внедрения ряда новых технологий, используемых в сфере образования, а также применения самых различных форм, начиная с учебных занятий, тематических утренников, вечеров вопросов и ответов и включая викторины, смотры-конкурсы, экскурсии, фестивали и т.д.

Содержание четвертого компонента имеет определенную основу в деятельности военно-учебных и военно-спортивных подразделений, однако требует систематизации, специального методического обеспечения, внедрение опыта  и новых методик воспитательной работы с различными категориями молодежи допризывного возраста, имеющихся не только в ДОСААФ, но и в образовательной сфере, в ряде регионов РФ, а также в военно-патриотических объединениях (клубах) (ВПО(К). Многообразие форм, в которых может осуществляться деятельность, главным образом, воспитательного характера в рамках данного компонента, также очень велико: кружки по различным видам народных промыслов и ремесел, трудовые занятия, выставки творческих работ, смотры-конкурсы тестирование, медосмотр, строевой смотр, КВН и многое другое.

Таким образом, обеспечение эффективного функционирования центра требует комплексного развития и совершенствования уже используемых форм, методов и средств, а также создания новых программ, проектов, методик и технологий, соответствующих новому качеству содержания учебно-воспитательной работы и направленной на формирование всесторонней готовности молодежи допризывного возраста к защите Отечества и военной службы.

в) Динамика системы (процесс формирования готовности к защите Отечества и военной службе).

Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к защите Отечества и военной службе, рассматриваемое в динамике, характеризуется не только многоплановостью, насыщенностью, масштабностью, но и долговременностью этого процесса, который, в свою очередь, распадается на определенные циклы (этапы). Вследствие этого сам процесс должен быть целостным, непрерывным, ритмичным, поскольку задачи, направленные на достижение конечного результата (готовности к защите Отечества и военной службы), решаемые на том или ином этапе ее формирования, безусловно отличаются своей спецификой. Естественно, что условия, формы, методы, средства и т.д. выполнение этих задач, также имеют определенную специфику. Они обуславливаются, прежде всего, различием социально-психологических, возрастных и иных особенностей тех или иных категорий детей и молодежи. В зависимости от основного содержания, направленности и других параметров этого процесса выделяются следующие его основные этапы.

Первый этап – начальный. В ходе него формируются основные элементы готовности к защите Отечества и военной службе, связанные не только с осознанием подростками их необходимости, но и с пониманием значения требуемого уровня личной подготовки к выполнению воинского долга, важности постоянного и активного участия в ней в системе ДОСААФ России. Продолжительность – 4 года (аналогично второй – средней – ступени обучения в общеобразовательной школе (5 - 9 классы). Возрастные границы подростков – 11-14 лет включительно. 

Основное содержание и направленность этапа. Приоритетным является военно-гуманитарный компонент формирования готовности. Патриотическое воспитание приобретает большую социально значимую направленность, становится практико-ориентированным. Военно-патриотическое воспитание постепенно особенно к завершению этапа становится главным направлением патриотического воспитания.

Участие подростков в военно-патриотической деятельности (конкретных мероприятиях) становится более осознанным, реально значимым и характеризуется не только многоплановостью, но и напряженностью вследствие повышения степени регулярности и уровня подготовленности проводимой учебно-воспитательной работы. По сравнению с предыдущим на этом этапе значительно возрастает количество проводимых учебных занятий по базовым компонентам подготовки (военно-технического, специального и военно-спортивного). Большее внимание уделяется подготовке и организации мероприятий комплексного характера, сочетающих самые различные формы военно-патриотического воспитания и подготовки подростков к защите Отечества и военной службе и имеющих ощутимую продолжительность во времени (от нескольких дней до нескольких недель): оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, походы, экскурсии, участие в поисковой деятельности, фестивали, смотры-конкурсы и др.

Не меньшее значение имеет целенаправленное формирование нравственных, патриотических, социально значимых и иных позитивных ценностей, принципов, качеств, привычек. Это достигается посредством постоянного вовлечения подростков в систему самых различных мероприятий, предполагающих их активное участие в реальной и хорошо организованной деятельности под руководством опытных педагогов-воспитателей.

Процесс формирования будущих защитников Отечества неразрывно связан с целенаправленной воспитательной работой по преодолению у них негативных взглядов, убеждений, привычек, анти- и псевдоценностей.

Второй этап – основной, военно-ориентированный. По его завершении обеспечивается формирование основных социально значимых, нравственных и патриотических ценностей, взглядов, принципов, качеств юношей и минимальный уровень их готовности к военной службе. Продолжительность – 2 года (аналогично завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе (10-11 классы). Возрастные границы юношей – 15-17 лет.

Основное содержание и направленность этапа.

Базовые компоненты подготовки приобретают доминирующее значение. Приобретенные школьные знания способствуют значительному повышению уровня учебных занятий по военно-технической (специальной) подготовке, что позволит использовать более сложные и эффективные программы и конкретные методики. Возросший уровень физического развития в юношеском возрасте позволяет значительно активизировать подготовку по отдельным особенно военно-прикладным видам спорта.

Первый и четвертый компоненты реализуются преимущественно в интегрированном виде (в рамках этих двух направлений). При этом повышенное внимание уделяется мотивации юношей, формированию у них устойчивых позитивных установок в отношении готовности к защите Отечества и военной службе, интереса к Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам, к роли и значению военной деятельности как фактору обеспечения стабильности и безопасности в обществе, одному из непременных условий благополучия и нормальной жизни российских граждан. 

Большое воздействие на качественное формирование будущих защитников Отечества оказывают занятия по основам военной службы, пятидневные учебно-полевые сборы, военно-спортивные игры, другие мероприятия, имеющие непосредственное отношение к воинской деятельности. Благодаря этому юноши приобретают знания, навыки, умения и качества, необходимые для начального периода военной службы.

Третий этап – завершающий, профессионально-ориентированный.

Обеспечивает всестороннюю готовность молодежи призывного возраста к военной службе, к выполнению конкретных должностных обязанностей в том или ином виде Вооруженных сил (роде войск), как правило, по военно-учетной специальности. Продолжительность – от двух до нескольких лет. Возрастные границы – 17 и более лет (до 22 лет включительно).

Начинается для значительной части молодежи с момента получения допризывниками приписного свидетельства в военкомате, когда становится известным вид ВС (род войск), в котором предстоит проходить службу (военно-учебное заведение, в которое предоставлено право поступать).

В отличие от предыдущих, данный этап гораздо  в меньшей степени связан с обучением молодежи в образовательной школе, которое осуществляется и завершается по окончании 11 класса. После этого та часть молодежи, которая не связывает свое будущее с военной службой (в т.ч. по призыву), оказывается вне этого процесса, прекращает свое участие в системе подготовки в ДОСААФ. Другая часть молодежи, напротив, приобретает повышенную мотивацию и проявляет более целенаправленный интерес к военной службе. Несмотря на то, что количество молодежи этого возраста уменьшается по сравнению с юношами предыдущего этапа, ее желание и стремление к повышению уровня готовности к защите Отечества и военной службе характеризуется, в целом, как довольно высокое.

Вследствие этого, процесс формирования готовности (подготовки) достигает своего апогея. Он становится не только очень интенсивным, непрерывным, динамичным, но и профессионально ориентированным в военном отношении. На этом этапе обеспечивается высокий уровень готовности к военной службе в функциональном плане, то есть применительно к овладению военно-учетными и другими военными специальностями, конкретными должностными обязанностями и др. большое внимание уделяется морально-психологическому компоненту готовности к военной службе.

В целом, содержание профессионально-ориентированной подготовки, дифференцированной по различным направлениям и специальностям, является максимально конкретным с точки зрения целевого назначения и достижения конечного результата и осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к призывному контингенту, а также к кандидатам на поступление в вузы МО, МВД, ФСБ, МЧС и некоторых других министерств и ведомств.

Завершение этапа происходит с началом военной службы, возрастные границы призыва на которую довольно продолжительны. Тем не менее, к 21-22 годам большая часть молодежи, в т.ч. получившая высшее образование, завершает прохождение военной службы или определяется относительно нее как в военно-профессиональном, так и в негативном плане. Поэтому границы являются предельными для молодежи призывного возраста, уже не рассматриваются в качестве объекта подготовки в ДОСААФ (за некоторым исключением).

Таким образом, с учетом специфики каждого этапа обеспечение эффективности формирования у детей и молодежи всесторонней готовности к защите Отечества и военной службе как долговременному процессу предполагает:

сохранение единства и тесной взаимосвязи между всеми основными компонентами этой деятельности на каждом ее этапе (целей, задач, принципов, содержания);

согласованное и взаимосвязанное использование оптимальных программ, проектов, форм, методов, спецметодик, средств, технологий;

систематизацию и последовательность данной деятельности в различных ее звеньях (в ДОСААФ и во взаимодействующих с ним структурах, организациях и общественных объединениях);

установление координационно-субординационных связей и оптимального взаимодействия на различных этапах и уровнях процесса формирования готовности;

взаимосвязь данной деятельности с другими направлениями в воспитании в целях формирования у детей и молодежи готовности к защите Отечества и военной службе.

Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе является образовательным учреждением дополнительного образования детей, входит в состав регионального (местного) отделения ДОСААФ России и обеспечивает организацию и проведение многоплановых мероприятий военной подготовки и патриотического воспитания с различными категориями детей и молодежи.

Центры, сформированные в структуре региональных (местных) отделений ДОСААФ России, составляют их функциональную основу. Деятельность других организаций спортивной и технической направленности, входящих в состав региональных и местных отделений ДОСААФ России, в приоритетном порядке направлена на обеспечение задач, решаемых Центрами. 

Центры руководствуются едиными требованиями, определяемыми ДОСААФ России, и обеспечивают организационно-методическое руководство всеми структурными подразделениями, привлекаемыми к военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к защите Отечества и военной службе. 

Соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественные организации и объединения осуществляют свое участие в работе Центров через региональные (муниципальные) попечительские советы, а также в процессе подготовки и реализации совместных целевых программ, проектов и планов.

Центры в своей деятельности учитывают региональные особенности, исторические, культурные, этноконфессиональные традиции, осуществляют консолидацию деятельности военно-патриотических объединений (клубов) и оказывают им необходимую поддержку. 

Организационно-правовая форма создаваемых Центров – негосударственное (частное) учреждение дополнительного образования детей (НУДОД).

Деятельность учреждения регулируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233, и Уставом учреждения.

Структура типовых Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе включает:

администрацию;

школу подготовки граждан к военной службе;

школу военно-патриотического воспитания.

Непосредственное руководство практической деятельностью Центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе осуществляет администрация.

Администрация Центра: 

совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяет перечень и содержание мероприятий, необходимых для реализации задач, возложенных на Центр и другие организации, привлекаемые из состава регионального отделения ДОСААФ России;

уточняет объемы материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации спланированных мероприятий;

организует совместное планирование деятельности Центра и разработку целевых программ;

осуществляет практическую реализацию плановых мероприятий;

осуществляет методическое руководство и контроль эффективности деятельности других организаций, решающих задачи в интересах Центра;

поддерживает взаимодействие со структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части, касающейся вопросов патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе; 

осуществляет методическое руководство деятельностью кружков, секций, клубов, осуществляющих занятия по военно-технической подготовке, а также военно-прикладным и военно-техническим видам спорта.

Создание Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе

          

Центры создаются на базе городских, районных и первичных организаций, образовательных учреждений и авиационных организаций ДОСААФ. Для обеспечения его функционирования и выполнения разноуровневых и многоплановых задач на всех этапах процесса формирования готовности детей и молодежи к защите Отечества и военной службе, имеющееся учебно-материальной (технической) и организационно-методической базы ДОСААФ, безусловно недостаточно. Она дополняется, наращивается силами и средствами взаимодействующих с ДОСААФ госструктур, прежде всего, Минобразования, Министерства спорта, Министерства культуры РФ, органов государственных власти субъектов РФ, муниципальных образований, а также организаций ветеранов и общественных объединений, особенно патриотической направленности. В результате Центр трансформируется  в своего рода холдинг, интегрирующий все необходимое для его функционирования силы и средства, начиная с учебно-материальной базы и соответствующей инфраструктуры и завершая кадрами и механизмом финансирования.

Деятельность Центра дифференцируется, распределяется и организуется в соответствии с четырьмя этапами процесса его функционирования. Каждый из этих этапов (циклов) характеризуется специфическим содержанием, которое реализуется в соответственных формах, методах, методиках, средствах и т.д. Поэтому база Центра, будучи полифункциональной, используется по многоцелевому предназначению: одни и те же ее элементы (силы, средства, формы и др.) применяются, как правило, не только на каком-то одном, но и на других этапах формирования готовности, естественно в адаптированном виде.

В связи с тем, что базовые компоненты подготовки (военно-технический и военно-спортивны) являются прерогативой ДОСААФ и представлены в нем в той или иной мере, их развитие и совершенствование не требует значительной дополнительной поддержки (за исключением наращивания совместной деятельности с Минобороны, Минспорта, а также МВД, ФСБ, МЧС, особенно в плане модернизации и пополнения учебно-материальной (технической) и спортивной базы с их помощью, а также дополнительного финансирования).

Что касается второго и четвертого компонентов, то их встраивание в систему подготовки требует существенного дополнительного обеспечения (на уровне постоянного взаимодействия), прежде всего со стороны Минобразования, Минкультуры, а также ветеранских организаций и общественных объединений, особенно патриотической направленности. Соответствующие силы и средства этих министерств, организаций и объединений, включая учебные программы, проекты, специальные методики, технологии и т.д., адаптированные для выполнения учебно-воспитательных задач на томили ином этапе подготовки детей и молодежи к защите Отечества и военной службе, становятся неотъемлемой составляющей этого процесса.

Организация обеспечения всего этого процесса осуществляется руководством и штатным персоналом Центра, деятельность которого, при всей его сложности и многоплановости, является достаточно автономной. Центр осуществляет учебно-воспитательную работу, как в рамках учебного процесса, так и вне его (комплекс самых разных мероприятий) на всех уровнях этой деятельности. Поэтому вопросы организации, планирования, обеспечения качественного учебно-воспитательного процесса и всех проводимых мероприятий с учетом фактора взаимодействия являются первоосновными в деятельности руководства и штатного персонала Центра.

В связи с тем, что на базе Центра создаются и функционируют (на постоянной основе или с определенной периодичностью) различные школы, факультативы, курсы, мастер-классы, кружки, секции и т.п., готовятся и проводятся многочисленные комплексные, в т.ч. долговременные мероприятия с участием самых различных соисполнителей, организационно –методические и координационные вопросы рассматриваются и решаются в неразрывном единстве.

Деятельность Центра осуществляется на основе учебных программ, проектов, планов, специальных методик, разрабатываемых для каждого из четырех уровней обучения на каждый год (полугодие), для повышения квалификации различных категорий организаторов, специалистов, преподавателей, методистов, которые согласуются с руководителями республиканских (краевых, областных) отделений ДОСААФ и утверждаются руководителем координационно-методического Центра ДОСААФ России.

Основные направления развития и этапы создания Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Принимая во внимание особое значение территориального принципа создаваемой федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и системы военно-патриотического воспитания, основные усилия целесообразно сосредоточить на создании Центров на базе региональных (местных) отделений ДОСААФ России при активном участии в этом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основные направления развития Центров: 

создание в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях функциональных и организационных структур, способных обеспечить эффективное решение задач, возложенных на Центры воспитания и подготовки; 

развитие в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях инфраструктуры и учебно-материальной базы до уровня, обеспечивающего решение задач по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе в соответствии с предъявляемыми требованиями; 

подбор, воспитание и подготовку кадрового состава, способного обеспечить решение поставленных задач на уровне заданных требований;

совершенствование региональных и местных механизмов межведомственного, внутрисистемного и социального взаимодействия в ходе решения задач по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе. 

Первый этап (подготовительный) – разработка функциональных и организационных основ типовой модели Центра, инициирование нескольких пилотных проектов (2010 г.).

Основное содержание этапа.

На федеральном уровне в рамках реализации пилотных проектов:

установление тесного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в компетенцию которых входит подготовка граждан к военной службе;

построение на федеральном уровне стройной системы военно-патриотического воспитания граждан и подготовки их к военной службе;

уточнение параметров типовой модели Центра патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, проработка механизмов их формирования, финансирования и развертывания практической деятельности;

инициирование и подготовка новых образовательных программ, предусматривающих объединение теоретического и практического курса ОБЖ на базе образовательных учреждений ДОСААФ России. 

На региональном уровне в процессе совместной работы:

разработка типовой модели регионального Центра патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе с учетом социальных и культурных особенностей региона; 

уточнение форм и методов работы попечительских советов;

определение алгоритма взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, региональных и местных отделений ДОСААФ России и других организаций по вопросам совместного планирования мероприятий, их финансового обеспечения и контроля результативности исполнения;

расчет материальных и финансовых потребностей на совершенствование региональной инфраструктуры и учебно-материальной базы для обеспечения изучения дисциплины «Основы военной службы» курса ОБЖ;

инициирование и подготовка в рамках общего замысла создания федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, целевых программ регионального и местного уровней, разработка на их основе перспективных и текущих планов; 

налаживание взаимодействия с региональными общественными организациями патриотической направленности.

Второй этап (исполнительный) – комплексная реализация плановых мероприятий и создание на базе региональных отделений ДОСААФ России Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе (2011–2014 гг.).

Основное содержание этапа.

На федеральном уровне.

Контроль формирования и организация деятельности региональных Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе. 

На региональном уровне.

Формирование на базе региональных и местных отделений ДОСААФ России Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе. 

В рамках решения главной задачи – обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе - осуществляется:

модернизация объектов инфраструктуры с учетом требований, предъявляемых к призывникам и их запланированному количеству; 

оснащение учебно-материальной базы ДОСААФ России современными образцами вооружения и военной техники, тренажерными комплексами; 

подбор и подготовка высококвалифицированных специалистов по обучению граждан военно-учетным специальностям;

построение системы повышения профессионального уровня преподавательского состава Центров с учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки призывной молодежи; 

внедрение в учебный процесс современных обучающих технологий. 

Для организации военно-патриотического воспитания молодежи допризывного возраста осуществляется:

создание профессиональных основ для целенаправленной работы с подростковой молодежью по вовлечению ее в процессы патриотического и военно-патриотического воспитания;

формирование организационных основ и подготовка профессионального кадрового состава для проведения патриотического воспитания граждан различных групп допризывного возраста;

взаимодействие по вопросам военно-патриотического воспитания между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отделениями ДОСААФ России, учебными заведениями всех уровней, организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также установление шефских связей с воинскими частями (кораблями);

организация информационного и рекламного обеспечения процессов военно-патриотического воспитания граждан;

активное освоение и внедрение в практику новых форм военно-патриотического воспитания.

Третий этап (этап дальнейшего развития) – наращивание функционального потенциала системы на основе интенсивного использования новых технологий (2015–2020 гг.).

5. Управление Центрами военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Аппарат Центрального совета ДОСААФ России осуществляет функциональное и методическое руководство деятельностью Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Непосредственное руководство Центрами осуществляют председатели региональных (местных) отделений ДОСААФ России.

Управление Центрами военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233.

В своей деятельности Центры воспитания и подготовки взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных учреждений федеральных органов исполнительной власти, отделами военных комиссариатов, воинскими частями и общественными организациями патриотической направленности. 

Принимая во внимание, что Центры военно-патриотического воспитания являются элементом федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, вопросы их деятельности рассматриваются и контролируются Попечительскими советами образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Членами Попечительского совета образовательного учреждения дополнительного образования детей могут являться представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, МЧС России и ФСБ России, председатель регионального отделения ДОСААФ России и директор Центра. 

По решению членов Попечительского совета в его работе могут принимать участие общественные и политические деятели региона.

К полномочиям Попечительского совета относятся:

оказание поддержки Центрам военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе в реализации возложенных на них задач;

координация деятельности региональных отделений ДОСААФ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся реализации совместных программ, планов и мероприятий;

содействие в обеспечении финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию федеральных и региональных целевых программ, направленных на военно-патриотическое воспитание граждан и их подготовку к военной службе;

проведение мониторинга эффективности выполнения плановых мероприятий по основным направлениям деятельности Центров совместно с региональными отделениями ДОСААФ России; 

осуществление надзора за расходованием финансовых и иных ресурсов, получаемых Центром из регионального бюджета, для выполнения государственных заданий;

выполнение иных функций. 

Руководство деятельностью Попечительского совета осуществляет руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или его заместители.

Регламент деятельности Попечительского совета определяется соответствующим положением, утверждаемым председателем регионального отделения ДОСААФ России.

Вопросы реализации программ и планов, одобренных Попечительским советом, а также оперативное управление текущей деятельностью осуществляет администрация Центров. 

Администрацию Центров возглавляет директор, назначаемый председателем регионального отделения ДОСААФ России, по согласованию с руководителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и полномочным представителем Председателя ДОСААФ России в федеральном округе. 

Директор Центра является заместителем председателя регионального (местного) отделения ДОСААФ России. 

Директор Центра имеет заместителей.

Заместители, отвечающие за организацию учебного и воспитательного процессов, назначаются председателем регионального отделения ДОСААФ России по согласованию с администрацией субъекта Российской Федерации.

Реализация целей и задач Центров осуществляется на основе совместно разрабатываемых с администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований целевых социальных программ в сферах:

развития детского и молодежного общественного движения, поддержки детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде;

гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, сохранения и популяризации отечественного исторического и культурного наследия;

образования и просветительства;

физической культуры, популяризации здорового образа жизни.

Основные принципы и формы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с негосударственными некоммерческими организациями определяются соответствующими нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER