ДОСААФ на Рождественских образовательных чтениях

ДОСААФ на Рождественских образовательных чтениях

access_time14:17 | 30 января 2012 г.

Работа секции «Военно-патриотическое воспитание» XX Международных Рождественских образовательных чтений позволяет ее участникам отметить недопонимание роли и значения военно-патриотического воспитания молодежи госструктурами, институтами, организациями, общественными объединениями. Их активность остаётся недостаточной. Участники заседания понимают важность, значимость и приоритетность военно-патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России, исходя из того, что недооценка этой деятельности приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития и безопасности общества и государства. В своих выступлениях ими, посредством изложения совокупности основных идей, поло­жений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служе­нию Отечеству молодежи - изложено понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов раскры­вается с учетом опыта и достижений прошлого, реалий и пробле­мы сегодняшнего дня, тенденций развития важнейших сфер нашей жизни.

Деятельность значительной части объединений военно- патриотической направленности, таких как ДОСААФ России, Центр “Национальное достояние”, Союз Десантников России, Ассоциаций «Стягъ» и «Витязи», «Русский щит», казачьи молодежные организации, кадетские корпуса и военно-патриотические клубы при школах и муниципалитетах, в целом отражает совокупность официально принятых взглядов органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций на политику в области патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи и осуществляется в соответствии с основными положениями Концепции «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», региональными программами патриотического воспитания.

Основываясь на анализе негативных явлений в обществе и последствий его депатриотизации, выступающие обсудили практические вопросы налаживания целенаправленного взаимодействия между объединениями патриотической направленности, обменялись накопленным опытом работы, исходя, в целом, из общих представлений о содержательном, смысловом наполнении воспитательного процесса и его организационно-методического обеспечения. В обществе растет понимание, что для решения исторических задач, стоящих перед Россией, обеспечения ее безопасности и суверенитета, стране нужны самоотверженные служители Отечества, патриоты-государственники, воспитанные, как носители высоких ценностей своего народа. Учитывая развитие технологий и инноваций во всех сферах жизни, необходимо формировать новую современную систему патриотического и военно-патриотического воспитания, опираясь на все лучшее, что накоплено нашим историческим опытом. В сложный исторический период развития Российской Федерации военно-патриотическое воспитание должно занять достойное место среди других направлений патриотического воспитания российской молодежи в целом. Никакое другое направление патриотического воспитания, вне зависимости от того, каким бы новационным и модернизационным не представлялось, не может выступать в качестве альтернативы военно- патриотическому воспитанию. Именно оно является одним из важных факторов обеспечения военной безопасности, особенно в условиях тех изменений, которые происходят в сознании и общественном мнении не только личного состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, но и российского общества в целом. Анализ ситуации в сфере деятельности по военно-патриотическому воспитанию позволяет определить принципы и перспективы развития направлений. Среди основополагающих принципов военно-патриотического вос­питания выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценнос­тей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи с учетом особенностей ее различных катего­рий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценнос­тей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явле­ний реальной жизни, способность руководствоваться ими в каче­стве определяющих принципов, позиций в практической деятель­ности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется го­товность к достойному служению Отечеству, формирование высо­конравственных, профессионально-этических норм поведения, са­моотверженности, ответственности и коллективизма.

Историческое - познание наших корней, осознание неповтори­мости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Принимая во внимание важность вопроса военно-патриотического воспитания, информацию профильных министерств, ведомств и общественных организаций, учитывая мнение и итоги работы круглого стола, его участники обращаются к органом власти, прежде всего исполнительной и законодательной, всех уровней, занимающимся вопросами патриотического воспитания молодежи, со следующими предложениями и рекомендациями.

 

1.Создать условия для решения первоочередных задач в рамках общей стратегии военно-патриотического воспитания, таких как создание научной и информационной базы, решение ряда вопросов по его правовому обеспечению, разработка и начало реализации механизмов повышения эффективности этой деятельности, развития инноваций, увеличения количества военно-патриотических объединений (клубов) и вовлечения в эту сферу новых молодежных движений, объединений, организаций и.т.д.

 

2. Создать условия для полноценного функционирования системы военно-патриотического воспитания РФ на базе ДОСААФ, других ассоциаций, центров, взаимодействующих с РПЦ, с Центром «Национальное достояние» по важнейшим направлениям этой деятельности .

 

3.В связи с возрастанием роли и значения отечественной истории в патриотическом и военно-патриотическом воспитании в современных условиях и в свете Указа Президента Российской Федерации об объявлении 2012года годом российской истории принять конкретные меры по обеспечению более целенаправленного использования огромного потенциала отечественной истории активным участием в подготовке и проведении Дней воинской Славы и знаменательных событий, дат отечественной истории в 2012 году (особенно 400-летие преодоления Смуты и восстановления российской государственности и 200-летие Бородинского сражения и изгнания остатков армии Наполеона

 

4.Обеспечить подготовку и распространение фундаментальной научной работы о сущности российского патриотизма и критериях его проявления (Минобрнауки России, ДОСААФ России).

 

5.Разработать и принять Федеральный закон «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», соответствующий современным условиям развития России, изменениям, происходящим в российском обществе, достижениям в теории и практике патриотической работы (Росвоенцентр, Минобрнауки РФ, Минспорттуризм РФ, Минкультуры РФ, Минобороны РФ , ДОСААФ России и др.).

 

6.Разработать и принять новый проект Концепции «Военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации» с учетом изменений военно-политической обстановки, проблем в сфере военной безопасности страны и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (Росвоенцентр, Минобороны РФ, Минспорттуризм РФ, ДОСААФ России).

 

7.Подготовить рекомендации по принятию необходимых мер и использованию путей повышения эффективности функционирования субъектов патриотического и военно-патриотического воспитания, результативности их работы, особенно органов исполнительной власти, а также внедрению механизмов координации выполняемых ими функций (Росвоенцентр, Генпрокуратура РФ, Минюст РФ).

8.Определить роль Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий в системе патриотического, военно- патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи и механизм их взаимодействия с органами государственной власти и общественными объединениями (Росвоенцентр, РПЦ, РАН).

 

9.Провести работу по сбору, анализу и обобщению существующего опыта с последующей разработкой конкретных методических рекомендаций по обеспечению координации и взаимодействия военно- патриотических объединений (клубов) как между ними, так и с субъектами военно-патриотического воспитания молодежи на всех уровнях законодательной и исполнительной власти в РФ (Центр «Национальное достояние», «Витязи»).

 

10. Поддержать инициативу общественных организаций по постановке памятника Патриарху Гермогену в городе Москве и принять в качестве официального документа Секции разработанную Фондом по постановке памятника Патриарху Гермогену Юбилейную Программу «Гермогеновские торжества», посвященную 400-летию со дня мученической кончины 2012 года и 100-летию прославления его в лике святых;

-Содействовать Фонду по постановке памятника Патриарху Гермогену в координации взаимодействия государственных органов федеральной власти, органов власти субъектов РФ и общественных объединений в подготовке и проведении мероприятий празднования 400-летия преодоления Смуты и её последствий (в соответствии с Межрегиональной программой подготовки и празднования 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности);

-Довести до руководителей и участников молодежных военно-патриотических клубов историческую правду о Патриархе Гермогене-великом церковном иерархе и патриоте Русской Земли, герое всенародной победы над Смутой - истинном вожде и вдохновителе народного ополчения Минина и Пожарского.

 

11.Рекомендовать руководителям военно-патриотических клубов:

-иметь в них духовных наставников;

-формировать у подрастающего поколения исторической памяти в процессе активизации и координации деятельности поисковых отрядов в Минобороны России и ДОСААФ России во взаимодействии с РПЦ;

-поисковые экспедиции начинать с проведения молебна и благословления священника;

-распространить проведение панихид по погибшим воинам на все регионы, где имеются братские захоронения, в том числе и за границей, не только в памятные даты, но и в течении всего календарного года.

-предложить внести в церковный календарь поминовение погибших воинов - 11 сентября;

-благословлять создание -поисковых отрядов;

-профильным Епархиальным управлениям на своих территориях активнее взаимодействовать с поисковыми организациями;

-РПЦ принимать участие, по возможности, в оценке труда поисковиков;

-оказать помощь в ходатайстве перед Президентом РФ о создании периодической передачи на общественном телевидении о поисковиках и погибших воинах;

-взаимодействовать с командованием поисковых отрядов, объединений, клубов, ассоциаций при проведении бесед, семинаров, конференций, конкурсов и фестивалей, привлекать на эти мероприятия ветеранов Великой Отечественной войны и послевоенных вооружённых конфликтов;

-возрождать традиции ухода за воинскими захоронениями учениками школ, учащимися ПТУ, студентами техникумов и институтов.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER