79-я годовщина танкового сражения под Прохоровкой (1943 год)

79-я годовщина танкового сражения под Прохоровкой (1943 год)

access_time18:08 | 13 июля 2022 г.

В истории нашего Отечества Курская битва занимает особое место. Победа под Сталинградом значительно изменила стратегическую обстановку в пользу Красной Армии. 

05  июля 1943 года на так называемом Курском выступе войсками вермахта была начата операция «Цитадель». К операции привлекалось до 70% танковых дивизий и свыше 65% боевых самолетов противника, действовавших на восточном фронте. В состав ударных группировок вошло пятьдесят наиболее боеспособных дивизий, в том числе шестнадцать танковых и моторизованных. На флангах ударных группировок действовало около двадцати дивизий. Сухопутные силы поддерживались авиацией двух воздушных флотов. 

С начала операции «Цитадель» немецкое командование, пытаясь вырвать стратегическую инициативу у Красной Армии, одновременно бросило в бой около миллиона солдат и более 2770 танков. В боях под Курском средний советский танк Т-34 впервые противостоял  новым немецким тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр», а также самоходным установкам «Фердинанд» и штурмовыми орудиями на базе танка  Пизе III.  

12 июля 1943 года  в районе поселка Прохоровка грянуло величайшее танковое сражение Второй мировой войны. В нем участвовало до 700 немецких танков и около 850 советских танков. По воспоминаниям участников танковых боёв в районе Прохоровки, новые немецкие танки оказались крепкими орешками.

 Главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров в своих мемуарах писал: «Т-34 не мог напрямую, дуэльно, поражать новые немецкие танки. Тридцатьчетверкам в бою помогала маневренность и скорость, превосходство в которых  они сохранили».  К исходу ожесточённого танкового сражения лучшие танковые дивизии вермахта: «Великая Германия», «Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова» потеряли более 400 машин и отступили. 

Курская битва в общей сложности длилась 50 дней. Немецкое командование вводило в сражение всё новые резервы, но его контрудары не увенчались успехом. Повернуть ход войны в свою пользу фашистам не удалось. Чему в немалой степени способствовал подвиг советских танкистов, доказавших в сражении под Прохоровкой своё превосходство. 

В общей сложности в сражениях под Курском и Белгородом враг потерял около 1500 танков и штурмовых орудий. Выдержав натиск фашистских войск, силы Красной Армии перешли в контрнаступление. В результате ожесточенных боев к 5 августа 1943 года советские войска освободили Орел и Белгород. В этот день в Москве впервые в ходе Великой Отечественной войны был проведен артиллерийский салют в честь победы наших войск. 

Отдельно был отмечен подвиг советских танкистов. Во второй половине августа 1943 года противник был вынужден начать повсеместное отступление. 23 августа 1943 года советскими войсками был освобождён Харьков. Курская битва завершилась нашей Победой! 

Провал летнего наступления вермахта навсегда похоронил надежду фашистов изменить соотношение сил на фронте.  В Курской битве было разгромлено 30 отборных дивизий противника, в том числе 7 танковых, вермахт потерял убитыми и ранеными до полумиллиона солдат и офицеров, свыше 1,7 тысяч самолетов и 3 тысячи орудий. Немецкая  армия до конца войны не смогла возместить потери в людях и технике. Победой под Курском завершился коренной перелом в ходе войны. 

Великая Отечественная война вступила в свой последний этап – полного разгрома гитлеровской Германии.  Всего в Курской битве с обеих сторон участвовало около четырех миллионов человек. Более 3-х тысяч уроженцев Вятского края сражались в боях на Курском направлении, в том числе в составе танковых экипажей в сражении под Прохоровкой. 

В Кирове свято чтут память земляков отдавших  жизни за свободу и независимость своей Родины. По сложившейся традиции, кировские ДОСААФовцы провели мероприятия, посвященные 79-ой годовщине танкового сражения под Прохоровкой. Заместитель председателя Регионального отделения ДОСААФ России Кировской области Чепурной Николай Викторович рассказал участникам мероприятия, что  связывает Михаила Ильича Кошкина создателя Т-34 самого массового танка времен Второй мировой войны с Кировом. А также о его роли в создании  ОСОАВИАХИМа в Вятке. Михаил Ильич Кошкин родился в Ярославской области в 1898 году, воевал на фронтах Первой мировой войны, участвовал в Гражданской войне. В  1924 году Михаил Кошкин был отправлен на работу в Вятку заведующим Вятской кондитерской фабрикой. Это здание на улице Ленина напротив Центральной гостиницы сохранилось до наших дней. В период работы в Вятке он знакомится с  Верой Николаевной  Катаевой, которая становится его женой. Здесь же родилась его первая дочь Елизавета. В 1925 году Михаил Кошкин был утвержден заведующим отделом пропаганды и агитации Второго райкома ВКП(б) г. Вятки. Город Вятка в то время был разделен на три партийных района: Первый, Второй и Береговой. Во Второй район входили парторганизации железнодорожных станций Зуевки, Вятки I, Вятки II, железнодорожных мастерских и некоторых учрежденческих организаций. Это был самый пролетарский район Вятки. В октябре 1926 года Михаил Ильич был переведен на должность заведующего Вятской губернской советско-партийной школой. В архиве сохранились свидетельства об окончании Вятской губернской советско-партийной школой. Курсанты изучали: русский язык, математику, естествознание, экономическую географию, общую историю и политическую экономию, некоторые другие предметы. С 15 октября 1926 года по 28 января 1928 года Михаил Ильич Кошкин, будучи заведующим Вятской губернской советско-партийной школой, преподавал в ней ряд дисциплин.  В 1928 году Кошкина переводят на работу в Вятский губернский комитет партии для работы заведующим агитационно-пропагандистским отделом. В списке личного состава Вятского губернского комитета ВКП (б) за 1928 год указан  адрес проживания Михаила Кошкина: город Вятка, улица Урицкого, дом 4, квартира 11. 

На новой должности Михаил Кошкин занимался организацией агитации и пропаганды: лекций, докладов, политических информаций. Решение об образовании губернского ОСОАВИАХИМа было принято в апреле 1927 году. Михаил Кошкин принял деятельное участие в становлении ОСОАВИАХИМа в Вятке.  В прошлом, будучи заведующим Вятской кондитерской фабрикой, а затем Вятской губернской советско-партийной школой он хорошо знал основные проблемы региона: низкий уровень экономики, недостаток квалифицированных кадров, слабые финансовые возможности, большой износ промышленного оборудования. В те годы вся страна остро нуждалось в ускоренном развитии народного хозяйства. Михаил Кошкин приветствовал идею создания новой общественной организации с лозунгом: «ОСОАВИАХИМ – опора мирного труда и обороны СССР».  В архиве сохранились протоколы заседаний агитационно-пропагандистской коллегии губернского комитета ВКП (б), которой руководил Михаил Кошкин. На них, в том числе, рассматривались вопросы содействия развитию ОСОАВИАХИМа с целью распространения  знаний среди населения.  Из протоколов следует, что губернскому оборонному обществу поручалось развернуть  массовую работу агитаторов на местах, оживить деятельность клубов при предприятиях, обеспечить проведение агитационных кампаний. В задачи ОСОАВИАХИМа входила деятельность по содействию преодолению безграмотности среди населения, расширению сети курсов подготовки кадров. Михаил Кошкин принимал личное активное участие в организации деятельности рабочих клубов и создании ячеек ОСОАВИАХИМ на предприятиях, в учреждениях, на селе. Уже через год своего существования губернский ОСОАВИАХИМ насчитывал до ста специализированных кружков и клубов. В них молодёжь в массовом порядке в свободное от работы время, без отрыва и без какого-либо ущерба для производства приобретала специальности механиков, мотористов, радистов, телеграфистов, телефонистов. Учились водить тракторы, мотоциклы и автомобили, метко стрелять. Отдельного внимания заслуживает деятельность Михаила Кошкина по развитию радиолюбительства. Он лично распределял радиоустановки, популяризировал радиодело, что в будущем дало замечательный результат - по данным Кировского  архива социально-политической истории к 1931 году общее количество учтенных радиолюбителей в Вятке составляло 700 человек. Из них 225 человек были объединены в радиокружки ОСОАВИАХИМ. При участии Михаила Кошкина проходила работа по коллективизации сельского хозяйства губернии. ОСОАВИАХИМ участвовал в привлечении широких масс к социалистическому переустройству сельского хозяйства, помогая квалифицированными кадрами. ОСОАВИАХИМ выступил инициатором движения по популяризации применения удобрений в сельском хозяйстве. Что в условиях рискованного земледелия дало ощутимое повышение урожайности. В колхозах и совхозах Вятской губернии образовывались ячейки ОСОАВИАХИМа, что способствовало распространению агротехнических знаний на селе. 

29 января 1929 года вышло постановление ЦК ВКП(б) от «О направлении 1000 коммунистов во ВТУЗы в 1929 году». Вятский губернский комитет ВКП(б) принял решение направить Михаила Ильича Кошкина на обучение в Ленинградский машиностроительный институт. В решении губернского комитета ВКП(б) указывалось: «Товарищ Кошкин М.И. – рабочий. Член партии с октября 1919 года. Член бюро губкома ВКП(б). Окончил Свердловский университет. Был на хозяйственной работе. На руководящей партработе с 1925 года. С июля 1928 года – зав. АПО губкома партии. Обладает марксистской подготовкой, имеет широкий кругозор в вопросах партработы. В работе проявлял большую инициативу и принимал активное участие во всех формах партийной работы. Имеет организационные способности. Партийно выдержан, идеологически устойчив». 

Из архивных документов можно сделать вывод, что за период работы Михаила Ильича Кошкина в Вятке, он приобрел большой опыт организаторской и руководящей работы, стал руководителем губернского масштаба. После окончания Ленинградского машиностроительного института в 1934 году Михаил Кошкин был направлен на должность инженера в опытно-конструкторский отдел завода «Красный путиловец» (ныне «Кировский завод» г. Санкт-Петербурга). В 1936 году Михаил  Кошкин возглавил конструкторское бюро завода в Харькове.  Здесь под его руководством была создана уникальная машина – средний танк Т- 34, лучший танк Второй мировой войны. 12 июля 2022 года в  День когда в 1943 году проходило танковое сражение под Прохоровкой кировские ДОСААФовцы почтили память создателя танка Т-34  Михаила Ильича Кошкина и всех погибших в сражениях на Курской дуге. 

Кировчане по праву гордятся тем, что в их городе жил человек, создавший танк Т-34.  На Октябрьском проспекте областного центра установлен танк Т-34. На здании города Кирова по улице Спасской, дом 31, где жил Михаил Ильич Кошкин установлена памятная доска. Случилось так, что сегодня у Михаила Ильича Кошкина нет могилы. Немцы, захватив Харьков, её уничтожили. Но в  Харькове и Уфе, Берлине и Брянске, Киеве и Донецке, Луганске и Кенигсберге  и множестве других городов и сел замерли на постаментах «тридцатьчетверки» – ночной кошмар любого нациста! 

Участники мероприятия возложили цветы к мемориалам памяти «Вечный огонь» на Набережной Грина, «Кировчане – фронту» на Октябрьском проспекте и памятной доске по улице Спасской, где жил Михаил Ильич Кошкин.

 

Партнеры ДОСААФ России Саратовской области

Министерство Обороны
Общероссийский народный фронт
Единая Россия
Battle Brotherhood
Небо, открытое для всех
Живая история
Оружие
Армейский вестник
Россия
Авиа панорама
Клуб героев города Жуковского
ФПС России
ПРОМАГРОФОНД
Аэроград Коломна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER